Путь художника

       

Ваш внутренний враг: основные отрицательные убеждения


Чаще всего когда мы попадаем в тупик в какой бы то ни было сфере нашей жизни, мы делаем это потому, что чувствуем себя в нем безопаснее. Мы можем не быть счастливыми, но, по крайней мере, знаем наверняка, что несчастны. А ведь страх, который мы испытываем перед нашим собственным творческим началом, ? это страх неизвестности.

Если я действительно смогу творить, что это будет означать? Что случится со мной и с окружающими? У нас есть уйма ужасных представлений о том, что могло бы

произойти. Таким образом, вместо того, чтобы узнать, что же будет, мы предпочитаем прятаться в тупике. И очень редко это осознанное решение. Чаще всего это бессознательная реакция на наши внутренние отрицательные убеждения. В течение этой недели мы будем заниматься работой над выявлением и разрушением этих убеждений.

А вот и список самых распространенных негативных клише.

Я не смогу быть успешным, плодовитым, творчески настроенным художником, потому что:

  • Все меня возненавидят.
  • Я заставлю страдать свою семью и друзей.
  • Я сойду с ума.
  • Я брошу своих друзей и семью.
  • Я даже не умею грамотно писать.
  • У меня мало интересных идей.
  • Я расстрою маму и/или папу.
  • Мне придется остаться в одиночестве.
  • Обнаружится, что я гомосексуалист(ка) (если гетеро-).
  • Меня поразит то, что я гетеросексуален(льна) (если гомо-).
  • У меня будет плохо получаться, и я даже не смогу узнать о том, что выгляжу как дура(к).
  • Я буду постоянно злиться.
  • Мне всегда будет не хватать денег.
  • Я начну разрушать себя, и алкоголь, наркотики или секс меня погубят.
  • Я заболею раком, СПИДом, заработаю сердечный приступ, заражусь чумой.
  • Мой любимый(ая) бросит меня.
  • Я умру.
  • Я буду чувствовать себя ужасно, потому что не заслуживаю успеха.
  • Я способен только на одно хорошее произведение.
  • Уже поздно. Если я до сих пор не начал творить, то уже никогда и не начну.

    Ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. Эти представления заложены в нас родителями, религией, культурой, осторожными друзьями. И каждое из подобных убеждений отражает миф о том, что значит быть творческим человеком.


    Освободившись от огульных обвинений, порожденных нашей культурой, мы все равно можем обнаружить, что упрямо держимся за стереотипы, навязанные нам семьей, друзьями и учителями. Их сложнее всего распознать, но именно они оказываются самыми подрывными, если не встретить их лицом к лицу. Как раз этим нам и предстоит заняться.

    Отрицательные убеждения ? это только убеждения, не факты. Земля никогда не была плоской, даже когда все были в этом убеждены. Вы не станете глупыми, сумасшедшими, эгоистичными или надменными только оттого, что будете так о себе думать.

    Единственное, что кроется за всем этим, ? страх. И отрицательные убеждения лишь усиливают его. Вот некоторые из них вместе с их положительными, позитивными альтернативами:

    негативные убеждения

    позитивные альтернативы



    Все художники: Художники бывают:
    пьяницы трезвые
    сумасшедшие здравомыслящие
    без гроша в кармане обеспеченные
    безответственные ответственные
    угрюмые одиночки дружелюбные
    распутные верные
    обреченные спасенные
    несчастные счастливые
    рождены, а не стали ими открытые и возрожденные
    Например, в сознании художницы клише, согласно которому "все художники распутны", может принять личную форму: "Ни один мужчина меня больше не полюбит, если я займусь искусством. Все художницы или старые девы, или лесбиянки". Это утверждение, услышанное от матери или учительницы и не осмысленное самой девушкой, может послужить тем самым "сломанным компасом", заводя ее в творческий тупик.

    Точно так же молодой писатель может узнать от учителей или из книг подробности личной жизни Фицджеральда либо Хемингуэя и тоже решить, что "все писатели-мужчины или геи, или импотенты". А в итоге окажется в творческом тупике. Кому охота быть импотентом?

    Художник-гомосексуалист может завести ту же волынку: "Только искусство гетеросексуалов считается допустимым, тогда чего ради мне вообще творить, если придется скрывать свою сексуальную ориентацию или сразу объявить о ней, хочется мне этого или нет?".



    По сути эти негативные убеждения похожи друг на друга: нам нужно заменить одну сокровенную мечту другой. Иными словами, если вам кажется, что стать художником слишком хорошо, чтобы в это можно было поверить, вы сами назначаете за свою мечту такую цену, которая будет для вас слишком высока. И останетесь в тупике.

    Большинство его обитателей носят в себе неосознанное "или/или", которое и встает между ними и их работой. Чтобы разорвать порочный круг, мы должны определить собственное "или/или": "Я буду или счастливым в личной жизни, или успешным литератором", "Я буду или зарабатывать деньги, или писать картины". Между тем возможно, вполне возможно быть писателем со счастливой личной жизнью. Так же возможно неплохо зарабатывать и при этом быть художником.

    Но сломанному компасу не хочется признавать всего этого. Его цель ? вопреки реальности запугать вас каким-нибудь ужасным финалом, о котором стыдно даже подумать. Вы осознаете, что не стоит откладывать литературу или живопись только из-за глупых страхов, но именно потому что эти страхи глупые, они никак не выветриваются и не выпускают вас из тупика. Тогда утверждение "Вы даже писать грамотно не умеете" с легкостью перевешивает все компьютерные программы для проверки орфографии. Вы ведь знаете, что беспокоиться об орфографии просто глупо, вот и не упоминаете ее. И как раз потому остаетесь в тупике, не находя выхода. (Кстати, неуверенность в собственной грамотности ? очень распространенная причина творческого застоя.)

    В течение этой недели мы извлечем на поверхность ваши негативные убеждения с помощью нескольких упражнений для логического и творческого мышления. Они могут показаться пустой тратой вашего драгоценного времени. Повторюсь, это только внутреннее сопротивление. Если негативные убеждения и есть ваш внутренний враг, то вам предлагают действенное орудие для борьбы с ним. Испытайте его, прежде чем выпустить из рук.


    Содержание раздела